понедельник, 23 марта 2020 г.

Миф о сумасшедшем гении комедии


Краткий перевод научной работы о психическом здоровье комиков.

Идея, что безумие необходимо гению-создателю имеет глубокие корни. В Др. Греции считали, что творец создает великие произведения не через мастерское знание предмета, а после "божественного вдохновения". "Художник" - это посредник, он пассивен до тех пор, пока им не овладевает непостижимая и неподконтрольная творческая сила. Немного под другими названиями эта идея существует и сегодня. Творческий человек не в себе, не от мира сего, не такой как все, и тд.

"Сумасшедший комик" создает комедийное неосознанно, этот процесс находится за пределами его сознательного контроля. Стереотип отчасти продолжает жить из-за стереотипной личностной характеристики стендап-комика - "высоко-интеллигентного нарциссиста, который точно описывает социальные и политические реалии, страдая от значительной социофобии, он всё же способен эффективно переступать через неё, потому что им движет отчаянная и ненасытная жажда внимания, которая заглушается наркотиками и алкоголем, когда он не находится на сцене". Считается, что это результат травмы, часто детской, хотя "травма" описывается обще - оставленность, чувство потерянности, постыдные жизненные эпизоды, издевательства и прочее". Автор удивляется, кто собственно не испытывал подобного в детстве?

Автор взял интервью у 27 стендап-комиков в период 2016-18, большинство из них из северо-востока США (Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия), 13 из них идентифицировали себя мужчинами, 17 - белые, 15 - гетеросексуалы. Возраст 20-48, опыт выступлений 1-6 лет. Автор сосредоточился на комиках-любителях, тех, кто не зарабатывает комедией - комики-профессионалы часто являются ядром исследований, хотя по сути есть меньшинство, а любители-большинство почти всегда игнорируются.

Автор тоже затрудняется в ответе, кого можно считать профессиональным комиком - "Это те, кто преимущественно зарабатывает стендапом? почему нельзя включить тех, у кого большая часть заработка идет с чего-то другого, а стендап даёт просто доп. заработок? как насчет тех, кто не зарабатывает вовсе, но просвещает стендапу всё своё время?" Для автора комик-любитель - этот тот, кто способен делать стендап-комедию, но пока не получает за это деньги. При этом, любители полностью отдаются искусству, строят жизнь вокруг стендапа, часто выступают, обсуждают и изучают стендап. Частный настрой комиков - "Если я знаю о микрофоне, я на него еду. Два часа в дороге ради пяти минут на сцене, и я знаю, что скорее всего уйду в тишину и поем дерьма, но я еду".

Комики серьёзно относятся к стендапу и даже готовы платить за возможность выступать. Они с нетерпением относятся к тем, кто не серьёзен к стендапу: "Если ты не хочешь выступать на тяжелый зал, у меня нет к тебе уважения. Ты просто чувак, который выступает время от времени.. Но типа твое дело, делай как хочешь". Их личная жизнь полностью поглощена комедией: их друзья - комики, они живут с комиками, они встречаются с комиками. Комики всё же обычные люди, поэтому могут сильно различаться друг от друга. Их может связывать комедия и одна сцена, но в остальном они могут быть ничем не похожи.

В научной среде уже предпринимались попытки описать психическое здоровье комиков, но все работы использовали разные методики, в них задавались разные вопросы и опрашивались разная категория комиков. Первая работа была сделана в середине 70-х психиатром С. Джанусом, и очевидно с тех времен психология и стендап-комедия радикально изменились. В самой работе есть много странных допущений, поэтому для автора она не представляет особой значимости. Если коротко, то Джанус опросил нескольких успешных, но депрессивных проф. комиков и пришел к выводу, что у всех комиков "депрессия, они озлобленны и никому не доверяют".

Вторая работа сделана не так давно, в 2012, авторами Грингросом, Мартином и Миллером. В ней 31 проф. стендап-комиков сравнивались по разным критериям со студентами колледжей. Их результат: комики и студенты во многом похожи. Комики чаще пользуются позитивным юмором, нежели негативным. Юмор многих комиков аффилиативный и для них он играет большую роль. Черты личности, связанные с открытостью, добросовестностью, экстраверсией и пр., и аффилиативный стиль юмор во многом схожи. У студентов и комиков аффилиативный стиль юмора соотносится с вышеперечисленными чертами личности.

После общения с комиками, автор соглашается с этими выводами - они предпочитают положительный юмор и не любят принизительный или негативный юмор. Комики хотят давать зрителям положительные эмоции и даже спустя годы с сожалением вспоминают эпизоды, когда им приходилось иметь дело с хеклерами, которых задели их шутки. Может казаться, что комики будут делать или говорить что угодно, чтобы получить смех, и многие считают, что нет тем, которые нельзя сделать смешными. По словам одного комика, это не означает, что каждой шуткой стоит делиться. Одни комики готовы отказаться от шутки, если она окажется обидной зрителю. Другие проводят черту на границе смешного: "Если мне придет в голову шутка про изнасилование, она покажется мне смешной, я расскажу её. Но пока этого не случилось, это не означает, что для меня это запретная тема. Это значит, что я просто пока не нашел в этом смешное".

Грингросс и авт. всё таки нашли отличия между комиками и студентами - у комиков богаче словарный запас и сильнее развиты комедийные возможности. Комики лучше как юмористы, чем студенты. Далее менее очевидные различия - у студентов стиль юмора схож с их чертами личности по всему спектру, а у комиков эта корреляция заметна только в случае с аффилиативный стилем юмора. Авторы предположили, что иногда поведение комиков на сцене отличается от их личности вне сцены - некоторые комики создают тщательно выстроенную и выдуманную личность на сцене.

В др. работе Мартина - о взаимосвязи стиля юмора и психологического состояния - автор находит доказательство против стереотипа о сумасшедшем комике. Мартин и авт. описывают людей с аффилиативным юмором след. образом: они расположены говорить смешные вещи, рассказывать шутки, через юмор общаться с людьми и снимать межличностное напряжение. Они склонны к самоуничижительному чувству юмора, шутят и не воспринимают себя всерьёз. Исследования Мартина предполагает, что аффилиативный и самоуничижительный юмор комиков является следствием здоровой психики.

В третьей работе "Психотические черты комиков" авт. Андо, Сларк и авт. ближе всего рассмотрели стереотип о безумном комике. Исследование выявило, что стендап-комики и актёры, как и другие творческие люди, имеют более высокий уровень всех психотических черт: когнитивная дезорганизация (отвлекаемость и трудности в сосредоточении мыслей), интровертивная ангедония (неполучение удовольствия ни от чего и замкнутость в себе), импульсивный нонконформизм и необычный жизненный опыт. Стендап-комики имеют высокие баллы в двух категориях: интровертивная ангедония и импульсивный нонконформизм. Эта необычная комбинация предполагает, что у комиков есть уникальный набор личностных характеристик: необщительность и депрессивность вместе с экстровертностью и маниакальностью. Авторы считают, что этот набор помогает комикам выступать с комедией, что по сути можно назвать мягкой версией стереотипа о безумном комике: комики смешные, потому что они странные.

Авторы считают, что важно различать патологический психоз и психотические черты здорового человека. Их исследование также подтверждает, что психические заболевания не способствуют созданию комедии и психически больные люди не тяготеют к комедии.

Любые предположения, что безумие может помочь в успехе творческим людям можно рассматривать как неправдаподобные. Как говорила Сильвия Плат: "Когда ты безумен, ты слишком занят своим безумством - всё время... Когда я была сумасшедшей, это всё, чем я была".

Сами комики понимают, что безумие чуть ли не полностью препятствует созданию качественного юмора. На создание и показ стендапа требуется интеллектуальная работа, на которую затрачиваются энергия, фокус, гибкость мышления и готовность к рискам. Безумие сводит вышестоящее на нет. Создание и показ стендапа больше связан с психическим здоровьем, чем с психическим расстройством. Автор общался с большим числом комиков, которые испытывали проблемы с созданием комедии и выступлениями, когда у них была депрессия или тревожность: "Иногда я в слишком глубокой депрессии, чтобы выступать" или "Какое-то время я был в колее, а потом просто перестал выступать". Контр-популярное мнение - боль и трагедия комику не помогают.

Притворная маниакальность и показная тревожность может иметь юмористический потенциал, однако когда это происходит на самом деле, вам будет не до комедии. Комик по имени Джейми Лутз объясняет: "Такие комики, которые ещё и не занимаются своими проблемами, как предпосылки без шуток - только нарастание напряжения без выпуска. Без удивления. Без смешного". Вы не можете перевести боль и страдание в комедию, если в какой-то степени не оправились от боли и страдания.

Хотя Андо и авт. дали понять, что есть значительные различия между психически больными и здоровыми людьми с психотическими чертами, это не помешало разным изданиям подхватить эту работу и заявить, что "ключ к тому, чтобы быть безумно смешным в том, чтобы быть почти безумным!" или "Успешные комики имеют симптомы психоза, показало исследование", и прочее. Эти статьи по большей части исказили исследования в угоду громкого заголовка и их потребители вряд ли станут погружаться в само исследование, и просто доверятся пересказу издания.

Исследования не поддерживают идею о безумном творце, но стереотип о безумном комике продолжает жить - по большей части "не-гениям-людям" эта мысль помогает положительно себя воспринимать. Как сказал Нитше, люди хорошего мнения о себе, но они не думают, что смогут создать произведения искусства, как это делали Рафаэль или Шекспир - люди убеждают себя, что эта способность достаточно редкая, это невероятная случайность или даже дар свыше.

Постоянная угроза провала - нечастый элемент большинства из искусств. В стендапе неудача происходит публично, в реальном времени и не может не влиять на личность выступающего. Комики это прекрасно понимают: "Если ты называешь себя комиком, ты должен есть дерьмо. Должен есть любое дерьмо. Есть дерьмо, переварить его и продолжать выступать". Комики максимизируют опыт неудач достаточно необычным образом. Стендап похож на другие исполнительные искусства, но уникален в следующем: репетиция должна проходить перед живой аудиторией, а также комики стремятся создать иллюзию, что их материал взят из реальной жизни. В результате, каждый раз как комик репетирует, он подвергается риску публичного унижения, что несомненно влияет на его личность. Комики к этому готовы, потому что это практика, и единственная возможность практики для комика - это выходить на сцену перед людьми и просто начать выступать.

Музыканты, фокускники, спокен-вордисты и другие могут репетировать не перед зрителями, снимая к примеру всё на камеру. Они могут показать запись репетиции кому-либо, ожидая оценку, и это будет считаться нормальным - но не в стендапе. Хотя во всех случаях выступление перед живой аудиторией важно, для стендапа это необходимая вещь.

По разным причинам комики на сцене ведут себя непринужденно и делают вид, что шутки даются им легко. Будто бы они шутят без подготовки. В реальность за этим стоит тяжелая работа и огромные затраты энергии. Комики одержимы каждой мелочью: как ты говоришь? какие эмоции выражаешь? какое у тебя лицо во время шутки? стоит ли сейчас делать шаг? как ты держишь микрофон? Каждая мелочь.

Популярная с времен Др. Греции идея, что комедия - это трагедия плюс время, популярна и сегодня. Комики эксплуатируют её нещадно, и здесь происходит встреча с другим атрибутом стендапа - важность поддержания иллюзии правдоподобности. Комик регулярно говорит о своих жизненных трагедиях и травмах, при этом уверяет, что это всё было на самом деле. Неудивительно, что для части зрителей комики - безумные люди. Кажется, не все хорошо различают реальность и иллюзию реальности, поэтому стереотип легко держится на плаву. Как сказал один комик: "Мы рассказываем небылицы. Мы врём. Мы выходим на сцену, чтобы врать зрителям".

Идея, что комики - проблемные люди, очень привлекательна. Хотя исследования чётко показывают, что безумие для комиков редкое явление, издания продолжают неверно их истолковывать в погоне за громким заголовком. Вместе с этим огромное число комиков, как и людей, страдают и борются с депрессией, тревожностью или зависимостью - не считая других психологических расстройств. Всё же сложно доказать, что комики страдают от этих проблем чаще, чем другие люди.

Жизнь комика сопряжена с серьёзными психическими, эмоциональными и физическими нагрузками, не считая проблем с поиском работы, непостоянный уровень дохода, постоянные поездки, культура алкоголя и наркотиков, плохое питание, сбитый жизненный баланс и другое. Когда комик достигает определенного успеха, какие-то проблемы решаются, но что-то становится ещё хуже.

В общем, стереотип о безумном комика почти всегда неточно отражает реальность и оттягивает внимание от настоящих проблем, с которыми могут сталкиваться комики.

1 комментарий: