воскресенье, 16 мая 2021 г.

Из газетной истории эстрадной комедии: Никакого блеска, апрель 1936

 


Примечание: Статьи из этого периода вероятнее всего были "заказными" или специально критически-принизительными, т.к. советская номенклатура боролась с "буржуазными" эстрадниками и всячески пыталась заменить их "советскими" - в том числе с помощью критических статей. К этому также подталкивает факт, что советских эстрадников не критиковали в принципе.

"На протяжении 30-х годов неоднократно проводились смотры и конкурсы, но в основном мастеров художественного слова, жанра, который в то время занимал, чуть ли не лидирующее положение на эстраде". - с сайта "В мире цирка и эстрады".

В 1936 году был проведен "смотр советской эстрады", и в Известиях на него остался критический обзор под авторством Татьяны Тэсс. Похоже, такой разносный отзыв сложился из-за традиционно плохого отношения высоких писателей к низкому жанру эстрады и у эстрадников тогда действительно всё было плохо.

Частая линия статей об эстраде в эти годы - недопущение "пошлости". Между строк - это всё дореволюционное, не-пропагандистское, около частное-независимое, что ещё могло существовать к тому времени. Не все российские эстрадники вынуждено бежали, не всех убили, посадили - кто-то остался и продолжал выступать. С ними советская реальность и боролась, обвиняя в "пошлости". Вряд ли это было пошло - скорее больше откровенно.

В статье Тэсс отмечает, что "были явно приложены огромные усилия, чтобы не пропустить сюда пошлость", но вместе с этим "в больших количествах на эстраду было пропущено другое, не менее недопустимое: скука, посредственность и однообразие". Очередной раз журналисты косвенно натыкаются на факт, что после уничтожения российской индустрии развлечений долгое время оставалась выжженная земля.

***

У человека, аккуратно следившего за проходившим с 23 по 30 марта смотром советской эстрады, очень быстро создавалось невольное впечатление, что ему показывают одну и ту же программу.

Ни конферансье, ни актеров нельзя упрекнуть в отсутствии добросовестности. Но многих из них надо упрекнуть в другом: в отсутствии вкуса, в отсутствии выдумки, работы над собой, над своим репертуаром. 

В эстрадной декаде принимают участие десять городов. Шел тщательный отбор, сюда были допущены только лучшие из эстрадников. Думать об этом грустно. Что же осталось на местах, если это лучшее, что могли показать  за «декаду советской эстрады»?

Были явно приложены огромные усилия, чтобы не пропустить сюда пошлость. В общем это почти удалось. Зато в больших количествах на эстраду было пропущено другое, не менее недопустимое: скука, посредственность и однообразие.  

Как ни хотелось залу веселиться, — ему не было весело. Взрослые люди шумели на эстраде,  претендуя на остроумие. Зал огорченно скучал. Зрители дружно обнаруживали хороший вкус, они уличали посредственность во всех ее проявлениях. Зрители выросли и требовали  полноценного творчества.

С полноценностью же дело обстояло очень печально. Для настоящего эстрадного номера необходимы два условия. Нужно этот номер придумать, показав выдумку, изобретательность и остроумие. И над ним творчески работать, нужно его сделать, показав хороший вкус и культуру. Эти два условия не соблюдаются слишком многими. Номера, которые нам показали, невероятно однообразны. Установлены  какие-то сомнительные: каноны, которые становятся почти традицией. Почему, например, в таких количествах демонстрируют балалайку? Почему балалаечники работают без выдумки, и  нельзя понять, где кончается Большой, где начинается Трояновский, а Басов и Ткаченко настолько слабы, что о них и говорить не хочется... 

Не порадовали нас ц так называемые литературные номера. Удивительно неинтересные слова произносились с эстрады. Скэтчи, монологи, диалоги — все крайне невысокого уровня, который не повысили даже такие талантливые люди, как Корф и Рудин

Ни один номер так не требует блеска, как конферанс. Сама природа жанра определяет это.  Конферансье предоставлена возможность разговора с зрителем, и он доджей доказать свои права на такой разговор. Ни один из наличных конферансье доказал. Какой скудны и посредственного остроумия принесли в этот зал!

Актеры эстрады не работают над собой. Готовые формы, номера,—и люди, которые справляются с ними с большей или меньшей добросовестностью. Умиротворенность посредственности, — что может быть хуже? А ведь здесь есть люди, которые могли бы работать по- настоящему, с блеском и выдумкой.

И когда на сцену всходит Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски, мы радуемся так, словно на нас подул свежий ветер. Ибо здесь мы видим серьезную работу над собой, свежесть и подлинное творчество.

Комментариев нет:

Отправить комментарий