среда, 12 мая 2021 г.

Из газетной истории эстрадной комедии: Щедрая палитра юмора, Известия, 1981.


Обзорная статья на концерты юмористов Евгения Петросяна, Геннадия Хазанова и Владимира Винокура от 1981 года под авторством некого Е. Захарова. В статье отмечается рост популярности стиля комедийной эстрады - "Сатирического моноспектакля", когда весь концерт занимают монологи и номера одного исполнителя, взамен сборным концертам с разными исполнителями. Вероятно, с этого времени вариативность советской комедийной эстрады начинает сужаться, через декаду оставив от себя только монологи, образные скетчи соло или дуэтом и изредка куплеты. В первом абзаце можно заметить традиционную для советской журналистики социалистическую надменность, которая служила определенным напоминанием, что когда-то в России эстрада была капиталистической индустрией.
***

ОРУЖИЯ любимейшего род. Так назвал Маяковский боевую сатиру, которая была готова ринуться в атаку, кося всякую «мелочь» и «дрянь», путающуюся в ногах народа, широко шагающего в будущее. Не искусство, низведенное «обэстетившимися» сатириками до «плоскости раешника», до «частушечной ерунды» и пустого «смехачества», а именно искусство боевое, активное, помогающее партии в ее великой созидательной работе, имел в виду поэт.

Об этом невольно вспоминаешь, знакомясь с последними работами, появившимися на нашей эстраде. По своему жанру — это сатирические спектакли, фактически «моноспектакли», когда в центре их — один исполнитель, будь то Евгений Петросян, Геннадий Хазанов или Владимир Винокур. И это — не набор популярных номеров, а именно спектакли, густо населенные действующими лицами, пронизанные единством гражданственной мысли, изобретательностью и разнообразием постановочных приемов. А наличие в нем центральной фигуры популярного артиста позволяет развернуть на сцене каскад сатирических монологов, перемежающихся сценками, диалогами, музыкальными (и даже хореографическими!) номерами. И надо отметить, что в этих монологах зачастую совершенно по-новому, с неожиданной стороны открывается для нас примелькавшийся по телеэкрану известный артист.

Все вышесказанное относится, например, к эстрадно-сатирическому спектаклю Евгения Петросяна, показанному недавно в Московском театре эстрады и названному несколько необычно: «Доброе слово и кошке приятно!..». Тем не менее это название весьма точно определяет главную, хотя и не единственную мысль спектакля, — да, разговор пойдет о доброте как основе человеческих отношений, об отношении человека к своему делу и о многом другом. Эта тема была свойственна Евгению Петросяну и раньше — она точно отражает особенности его таланта — мягкость, лиричность, добрый юмор. Но здесь она решается, как и полагается в сатирическом спектакле, путем изображения и осмеяния антиподов положительных человеческих качеств. Мишени, по которым бьет спектакль, обозначены сразу же в виде ходящих и еще  живучих  обывательских «афоризмов», начертанных и остроумно расписанных, разрисованных на суперзанавесе художником А. Маринским. 

Евгений Петросян предстает во многих интермедиях, сценках и, конечно же, в монологах. Он создает впечатляющие и разнообразные, порою даже гротесковые портреты сатирических персонажей, обнажая за каждым из них частную философию обывательского приспособленчества, показывая ее убогость и чужеродность нашему обществу. Наиболее сильно прозвучало это в монологе некоего дирижера. Мы видим маэстро, вдохновенно дирижирующего симфонией Бетховена, и как бы слышим поток его мыслей, далеких от музыки, от творчества, мыслей суетных, мелких, бытовых, иногда меркантильных. На этом контрасте возникает удивительный, я бы сказал, даже трагикомический эффект. И вдруг дирижер сам слышит этот диссонанс музыки великого гения и «какофонии» в своей душе: он в ужасе—как же он далек от дела, которому призван служить, как обкрадывает людей и самого себя! Этот номер вносит в спектакль сильную драматическую ноту. В нем наиболее выпукло раскрывается та гражданская позиция артиста, его гнев и «слезы сквозь смех», что и составляет глубинный пласт всего спектакля и придает ему актуальное общественное звучание.

При всем том спектакль не чужд и доброй улыбке, и тонкому юмору. Тут есть и маленький остроумный водевиль, сыгранный весело и явно пародийно Е. Петросяном и его партнерами Е. Степаненко и В. Войнаровским. У последних, как и у еще одного участника спектакля Е. Грушина, есть и свои музыкально-пародийные номера, исполняемые высокопрофессионально, и дополняющие тематическое и жанровое разнообразие спектакля. Конечно, не все в программе получилось, впечатление незавершенности, некоторой аморфности мысли оставляет, например, сценка «Спокойной ночи, взрослые!». Есть и другие издержки в тексте. Но прямо скажем, это частные замечания. В целом же спектакль удался, о чем лучше всего свидетельствует его растущая популярность у зрителей. И тут пора сказать о знаменательном и весьма отрадном для сатиры — о дерзании ее молодых сил. Конечно, на этом пути у молодых мастеров будут и немалые трудности. Ведь за первым спектаклем перед каждым из них встанет неизбежный вопрос: как быть дальше? Перейдя как бы в новое качество, артист обязан вновь и вновь подтверждать свое право дерзать на создание целого эстрадного спектакля. Конечно же, все это — свидетельство их серьезного творческого роста. Отрадно и то, что спектакли совершенно оригинальны и не похожи друг на друга. Ну, а что последует за этим? Каким будет — и будет ли!—второй, третий их спектакль? Вопрос упирается здесь прежде всего в уровень и качество нашей эстрадной драматургии. Слишком узок ныне круг авторов, пишущих для эстрады, мало в нем ярких, заметных имен писателей и поэтов. 

Первым, пожалуй, столкнулся с этой проблемой Геннадий Хазанов. Его спектакль «Мелочи жизни» идет с неубывающим успехом третий сезон. И вот сейчас уже близок к завершению его новый спектакль «Очевидное — невероятное». Начинавший как оригинальный пародист, Г. Хазанов все более переключается на содержательную форму сатирического монолога, создавая в спектакле многоликие образы большой социальной емкости. Недавно выпустил свой первый спектакль и Владимир Винокур, пожалуй, самый популярный наш пародист, которому подвластны самые разные виды пародий. Профессиональные вокальные данные позволили ему поднять жанр музыкальной пародии на более высокую ступень. Его спектакль «Выхожу один я...» — как бы эстрадный вариант образцового «Необыкновенного концерта», но со своиминаблюдениями, новыми объектами пародий и сценическими решениями (отметим здесь привлечение к режиссуре заслуженного артиста РСФСР А. Ширвиндта, известного театрального
актера, а также и режиссера). 

Но артистические возможности В. Винокура, думается, много шире облюбованного им пародийного жанра. Что он, например, и доказал своим отличным номером «Монолог старшины»... ...Сатирический «моноспектакль» на эстраде еще только набирает силу. Он — в пути к большому искусству сатиры. И хочется пожелать успеха и новых дерзаний молодым нашим мастерам эстрады.

Е. ЗАХАРОВ.



Комментариев нет:

Отправить комментарий