воскресенье, 8 апреля 2018 г.

Термины стендап-комедии

Стендап-комедия — комедийное искусство, в котором комик выступает перед живой аудиторией, обычно говоря напрямую зрителям. Выступающего называют стендап-комиком или просто комиком.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: t.me/realstandup

Стендап-клуб — локальное стендап-сообщество в России и других русскоязычных странах, тусовка, объединение отдельных комиков. Проводят комедийные мероприятия либо в каком-то одном месте, либо в разных местах. Словосочетание "комедийный клуб" практически не используется.
Стендап-сцена — общность комедийных клубов, стендап-клубов, мероприятий, комиков и «всего стендапа» в одной стране, регионе или городе. Самые большие мировые стендап-сцены — Лос-Анджелесская, Нью-Йоркская, Лондонская. Самые большие русскоязычные стендап-сцены — Московская, Санкт-Петербургская, Киевская, Минская. Известны стендап-сцены Воронежа, Екатеринбурга, Самары-Тольятти, Казани.
Юморист (эстрадный юморист) — комедийный артист эпохи СССР и постсоветской России, выступавший на эстраде. Своей отдельной комедийной сцены не имели весь советский период. Делились на актёров-юмористов (Петросян, Хазанов и тд) и писателей-юмористов (Коклюшкин, Задорнов и тд). Первые показывали миниатюры или сценки, почти всегда написанные другими авторами. Вторые рассказывали чаще свои текстовые произведения, так как пришли на эстраду из юмористических журналов. Помимо них на эстраде были артисты развлекательного толка с цирковыми и экспериментальными номерами. Стоит отметить, что почти все юмористы были актёрами, на сцене «носили» образы юмористов и по иронии показывали комедию образов.
Комедийная эстрада фактически управлялась театром и существовала как закрытая система с «гос. монополией» на комедию на сцене. После распада СССР, комедийная эстрада отделилась от остальной эстрады (уже шоу-бизнеса) и создала свою закрытую сцену — «Аншлаг», «Кривое зеркало». Постсоветская юмористическая сцена пережила пик популярности и пришла в упадок к началу-середине нулевых на фоне старения юмористов, всё той же закрытости сцены и появления других открытых юмористических сцен, вроде КВН.
Немного истории: У стендап-комедии и эстрадной комедии одна история. Все они выходят из европейских увеселительных заведений XVIII-XIX веков, в которых выступали разные артисты, в том числе и комики-юмористы. Советский юморист на эстраде и англоязычный стендап-комик делали одно дело — смешили людей со сцены. У них были разные способы и принципы создания комедии, история, традиции и, начиная с советского периода, полная изоляция, поэтому они так сильно различаются во всём остальном.
В начале XX века в американской водевильной комедии произошли значимые изменение — появились комики, которые начали делать комедию не так, как её делали раньше. Комики нового типа создавали комедию от себя и про себя, добавляли в материал свою точку зрения — появилась «комедия личности» в противовес «комедии образов». Личность оказалась сильнее образа, и такая комедия привлекала большее внимание зрителей, возможно, отчасти потому, что это было нечто новое и свежее. «Личностные» комики получали большую популярность и имели большее влияние среди других комиков, что привело к тому, что со временем почти все комики начали делать комедию от себя и про себя.
В тридцатых годах на фоне появления кинематографа, телевидения и радио, американский водевиль прекратил своё существование, что привело к появлению отдельных индустрий развлечений и шоу-бизнеса: музыкальная, киноиндустрия и так далее. Комики из водевиля пришли в кинематограф, на ТВ, радио и в ночные клубы, где они получили своё новое название — «стендап-комики». Подробнее о названии «стендап-комик» и что оно значило можно прочитать — здесьДалее стендап-комедия формировалась по своим новым принципам и традициям.
Российская эстрада сформировалась к середине XIX века, и питала вдохновение полностью из европейских и американских увеселительных заведений. Эстрадные юмористы также существовали внутри эстрады и делали комедию под влиянием своих европейских-американских коллег. Это была такая же комедия образов, в которой они оставались практически безымянными артистами.
После революций российская эстрада была фактически уничтожена — многие артисты бежали из страны, а оставшиеся подвергались гонениям как «буржуйные элементы». С установлением тотальной цензуры появилась советская эстрада — подцензурная, зависимая от театра, «концертная». Юмористы так и остались внутри «эстрады», но самое главное — их комедия уже не менялась вслед за американской, и судя по тому какими остались эстрадные юмористы, у них не произошло развитие «личностной» комедии. Собственно, в этом заключается различие советских юмористов и американских стендап-комиков.
Так как эстрадная комедия в современной России осталась закрытой сценой, начали появляться новые открытые комедийные сцены. В середине нулевых интернет дал толчок к пониманию того, что такое англоязычная стендап-комедия. Сегодня стендап в России развивается как открытая и децентрализованная комедийная сцена со своими принципами и традициями.
Основные принципы современной стендап-комедии: личностная комедия, самоличность создания комедии, оригинальность комедии.
Сетап — подготовка к смешному. В сетапе создаётся ожидание, то есть зритель должен хоть что-то представить у себя в голове от того, что сказал комик.
Панчлайн (панч, шутка) — само смешное. В панчлайне разрушается ожидание, созданное в сетапе.
Подробнее о теории шутки можно прочитать — здесь.
Тег — дополнительный панчлайн к сетапу, который произносится сразу же после основного панчлайна, но не требует нового сетапа. Использование тегов — один из главных способов радикально увеличить плотность материала. При правильном использовании с одной шутки можно получить 2-3 «смеха», используя панчлайн и 1-2 тега.
Акт-аут (отыгрыш) — всё то, что показывает или делает комик, что не относится к повествованию от его лица. Сценка, показывающая одну или несколько точек зрения, которые относятся к биту или выступлению. Через акт-аут имитируют звуки, показывают, к примеру, пародии на людей, животных или неодушевленные предметы и так далее.
Отсылка — шутка, которая отсылается к ранее сказанной шутке. Также, это это приём, где в шутке есть отсылка к чему-либо. Важно понимать, что просто отсылка — это не шутка. Это должна быть шутка с отсылкой.
Бит (блок) — шутка или набор шуток на одну тему от начала до конца, вне зависимости от формы и длины комедии. Короткие шутки на одну тему — бит. История про что-то одно — бит. Метапост-ироничный абсурдный номер от начала до конца — бит.
Сет (выступление) — выступление с определенным набором битов. Сеты комиков могут длиться от минуты до нескольких часов.
Материал — набор шуток, который есть у комика.
Проверенный (обкатанный, готовый, работающий) материал — набор работающих и проверенных шуток.
Вода — всё лишнее, без чего шутка всё равно может работать.
Провис (яма) — неудачный момент в выступлении комика или неудачное выступление одного комика в шоу с несколькими комиками.
Плотный материал — материал, забитый шутками, без провисов и воды.
Выступить в тишину (слив, лажа, тяжёлый/мёртвый зал, не зашло) — неудачное выступление.
Бомба (выступление-бомба, шутка-бомба, бомбическое выступление и др. вариации) — удачное выступление или шутка. Кстати, в англоязычном стендапе "to bomb" наоборот означает неудачно выступить.
Разъёб, разрыв — очень удачное выступление или шутка.
Бест — лучшие шутки комика, обычно по его же мнению.
Внутряк (внутренняя шутка) — шутки, которые понятны узкому кругу людей или какие-либо вещи, известные только внутри стендап-сообщества. Зрителям эти шутки могут быть непонятны — отсюда выходит главный недостаток внутряков.
Переход (связка) — связывание одного бита с другим через различные приёмы, чтобы выступление казалось более однородным и плавным. Многие комики, к слову, переходами не пользуются. Да, можно просто рассказывать свои биты и не связывать их. Здесь нет никаких правил.
Работа с залом (общение с залом, импровизация с залом) — полу-импровизационное общение комика со зрителями с целью получить комедию или для разогрева.
Разгон — полу-импровизационное создание комедии с добавлением новых шуток или тегов. Обычно происходит в компании комиков, когда они общаются на разные темы, развивают и обшучивают их. Довольно популярными становятся шоу, где комедия создается подобным образом. Самое известное комедийное шоу внутри российской стендап-сцены с «разгонами» — «Порараз Бирацца».
Открытый микрофон (опен-майк, опен или микрофон) — мероприятие, на котором любой желающий может показать своё творчество на сцене. На комедийных открытых микрофонах это, соответственно, шутки. Открытые микрофоны невероятно важны — благодаря им происходит бесконечный, независимый и децентрализованный вход новых лиц в стендап-комедию.
Сетлист — «список битов для сета», который комик пишет на листке или у себя на руке для собственного напоминания. В 2013 году вышло шоу Пола Провензы «Set List: Stand-Up Without a Net», где комики выходили на сцену и начинали разгонять странные и нелепые темы или фразы, которые появлялись на экране. Формат шоу стал популярным и ныне проводится во всех комедийных клубах мира.
Роаст-баттл — комедийное соревнование между комиками, в котором они подкалывают и высмеивают друг друга. Формат стал особенно популярным после одноименного шоу Джеффа Росса на Камеди Централ.
Спешл (спец-выпуск) - стендап-концерт комика, записанный специально для канала или интернет-сервиса. Например, спешл Криса Рока для HBO или спешл Тома Сигуры для Нетфликса. Это значит, что площадка в курсе, что у неё выйдет этот спешл.
Переводные комики — переведённые на русский язык зарубежные комики. Самые известные в сообществе — самые первые переведённые комики: Джордж Карлин, Джимми Карр, Крис Рок, Дара Обриен, Эдди Иззард, Эдди Мёрфи, Дилан Моран, Даг Стенхоуп, Луи Си Кей, Билл Бёрр.
Хеклер (крикун) — человек из зрительного зала, мешающий выступающему. Комик на сцене не является актёром, у нет сценического образа и выкрик всегда выглядит как атака на самого человека, поэтому комик обычно сразу вступает в перепалку с хеклером.
Комик на разогреве (разогревающий комик) — комик, который выступает вначале шоу и собственно разогревает зал перед последующими комиками или перед хедлайнером, если он есть.
Хедлайнер  «главное имя на афише», обычно самый известный комик комедийного шоу.
Комик-ведущий — комик, который ведёт стендап-шоу, разогревает зрителей вначале и рассказывает свой материал между выступлениями комиков.
Медийный комик — узнаваемый по ТВ-эфирам комик.
Выезд  гастроли комика или группы комиков в другой город.
Дедпан  стиль безэмоционального рассказа материала. Вопреки странному предубеждению, дедпан не является популярным стилем в стендапе — комиков с дедпаном не так и много.
Ванлайн — короткая шутка из одного-двух предложений. Комиков с короткими шутками также не так много.
Сторителлинг — сказительство, рассказывание историй. Сторителинг существует внутри стендапа, как самая популярная форма рассказа комедии. Также, сторителинг выделяют в отдельный вид публичного выступления или искусства, в котором выступающим необязательно шутить и где самое важное — сама история. В стендапе комики в основном рассказывают "короткие истории" - подобная форма стала стандартом сказительства, так как позволят быстрее получить смех.
Монолог — «авторское слово», речь, обычно обращённая к зрителям. Одна из самых сложных и длинных форм комедии в стендапе. Чисто монолог в стендапе используется редко, обычно это юмористический комментарий-проповедь-рант, который завершает бит. Через монолог комики часто высказывают серьёзное мнение.
Топикал-комедия (актуал, актуальная комедия, новостные шутки) — комедия на актуальные темы или события.