четверг, 14 сентября 2017 г.

Организация комедийных мероприятий: Сложности при организации стендапа в барах


Всем привет из Воронежа.

Нам, воронежским комикам, приятнее выступать в залах с театральной рассадкой. Никаких кофемашин или миксеров, зритель не ест, а только слушает, все сидят рядами плечом к плечу и каждая смешинка заражает всех вокруг.

Недавно мы наладили работу с заведениями и стали активно проводить в барах как платные выступления, так и открытые микрофоны, но, чтобы этого достичь мы набили много шишек. Этот текст для того, чтобы вы обратили внимание на наши ошибки и постарались их учесть в своей работе с заведениями. 

Для стендапа в баре в нашем понимании существует два варианта (хотя их, конечно, может быть намного больше - многое решается устными договоренностями) заработка для комиков: 

  • заведение собирает зал, получают с билетов и с бара, а комики – оговоренный заранее гонорар. 
  • комики собирают зал и всю выручку с билетов забирают себе. Заведению выручка с кухни и бара.

Руководствуясь этими понятиями, мы хотим рассказать про сложности, возникающие при организации стендап-вечеринок и открытых микрофонов в барах:

1. Поздно спохватились

Самая частая ошибка организаторов со стороны заведения – публиковать афишу за день до шоу. Это или некомпетентность, или просто расхлябанность. Как результат, во время мероприятия в зале либо мало зрителей, либо случайные люди, которым, как правило, всё равно, а в худшем случае, стендап – это помеха их отдыху. 

Поэтому желательно сразу объяснять представителям заведения, что нужно и не нужно делать, чтобы собрать зал. Организаторы стендапа в городах обычно знают, как часто и насколько заблаговременно должна быть реклама. 

2. Плати за всё

При обсуждении проведения мероприятия в заведении часто случается недопонимание. Заведения пропускают все наши предложения через призму того, что им нужно выплачивать каждый месяц аренду за помещение. Администраторы баров зачастую хотят, чтобы микрофоны были платными для зрителей или чтобы комики платили аренду за вечер. Они владеют площадкой, поэтому считают, что всё должно происходить по их правилам, либо не происходить совсем. 

Бывает так, что открытый микрофон кочует из заведения в заведение, не задерживаясь долго на одном месте. Например, в Воронеже была проблема неверных ожиданий со стороны заведений, которые хотели большой посадки и позиционировали мероприятие, как шоу хорошего качества. Люди приходят и видят классический опен-майк: кто-то выступает первый раз, кто-то жестит, кто-то просто не заходит. Зрители расстраиваются, так как они ожидали совсем другое и в бар больше не возвращаются. И конечно же, комиков в это заведение больше не приглашают. 

Важно объяснить заведению, что такое открытый микрофон и почему он должен быть бесплатным – зрители не платят за вход, а выступающие ничего не получают, потому что продукт, за который можно брать деньги, пока в разработке. 

Выгода заведения в том, что вы приводите гостей, которые могут что-то купить в баре. Вы делаете рекламу и проводите мероприятие, которое способствует позиционированию данного заведения как места, где происходит что-то интересное и куда ходят люди. Это и есть ваша плата заведению.

Обычно на открытых микрофонах мы стараемся рекламировать бар и кухню со сцены и периодически благодарим их. Но всё равно, для некоторых заведений бывает непонятно, почему за вход на открытый микрофон зритель ничего не платит. Это сложный финансовый вопрос, мы конечно же всё понимаем, ...но иногда: 


По нашему мнению, единственный способ мотивировать людей покупать что-то в баре – это цена/качество еды и напитков, и скидки. 

3. Крутое мероприятие – открытый микрофон

В начале 2016 года мне позвонил арт-директор самого большого ресторана в Воронеже. Заведение на два этажа, больше 500 посадочных мест, находится в центре города в самом популярном торговом центре. Прозвучало такое предложение: “Давайте закроем будни, сделаем открытые микрофоны. Они же бесплатны. Вы покатаете материал, мы заполним зал. Сделаем аудиорекламу по торговому центру, ещё у нас три радиостанции в холдинге”. 

В ответ я ему сказал, что формат открытых микрофонов станет репутационным ударом по их заведению и по нам, и предложил сделать серию коммерческих выступлений. Парень взял паузу на посовещаться с руководством и пропал. 

И это к лучшему, потому что через их коммуникационные каналы ресторан действительно был способен привести много людей. Представьте, мы заявляем в заведении открытый микрофон и заведение думает: "Нагоним людей, нарубим денег с бара". И приглашают всех на супер-крутое стендап-мероприятие под названием – открытый микрофон. Люди приходят, а там… обычный открытый микрофон. 

Ещё здесь прослеживается капля алчности, потому что таким образом заведение стремится провести бесплатный микрофон, по сути, как платное мероприятие – то есть, «мы раскрутим мероприятие, чтобы забить весь зал, заработаем на всём, а те ребята на сцене пускай бесплатно выступают, это же открытый микрофон».

Поэтому важно не только объяснять заведению, что такое открытый микрофон, но и правильно выбирать сами заведения.

4. Мы разбираемся в бизнесе, а значит разбираемся во всем

В апреле 16 года один из сетевых баров города решил делать стендап-вечеринки и пригласил к себе пять воронежских комиков. По завершению второго концерта администратор заведения подошёл к одному комику и предложил кинуть остальных, и делать ему самому сольные выступления по 40 минут в месяц: 



Забавно, что управляющий всего лишь за два концерта разобрался в тонкостях стендапа: понял почему выступающие заходят в “пьяном баре”, разобрался, что главное – подача. И самое важное, понял, что можно писать и выступать раз в месяц с 40 минутами нового материала.

Очевидно, что с такими людьми лучше не иметь дел и стараться держать всю ситуацию под контролем.

5. Стендап – это просто самодеятельность

Но самый поразительный случай произошел накануне большого концерта одного из ТНТ-шных комиков. Сеть ресторанов, выступавшая в качестве партнёра этого концерта, решила провести промоушн – позвать воронежских комиков и сделать серию выступлений по 20 минут в трех своих ресторанах. 

Идея хорошая, но по гонорару мы так и не договорились: сначала организатор в качестве гонорара предложил билеты на концерт комика. Я отказался, потому что это не очень приятно. В принципе, для организаторов нормальная практика предлагать билеты в уплату каких-либо услуг – это экономия. Но предлагать комикам билет на комика? Типа, “ребят, молодцы, что выступили, а теперь посмотрите нормальное выступление чуваков, которые получают за это деньги”.

Организатор взял паузу и вечером прислал следующее предложение:

На собственном опыте можем сказать, что, если организатор концерта даже не рассматривает деньги, как вариант оплаты, это даёт повод сделать следующий вывод – концерт, где они числятся партнёрами, рискует стать убыточным и организаторами по умолчанию отметается любая возможность дополнительных трат. И позиционирование подобного бартера, как привлекательного предложения – это оскорбление нашим умственным способностям.

Видели этих управляющих в барах? Что с ними не так?!

Если вы не будете предлагать свои условия и объяснять заведению, почему вы должны являться равными партнерами, то вас так и будут видеть в роли “пионеров-тимуровцев”, которые всегда готовы выступать только ради возможности выступить. 

Нам хочется, чтобы стендап в стране развивался и все мы начали стабильно получать деньги за выступления. Поэтому отметайте неравные предложения и подобное отношение к себе. Но помните, без качества юмора никуда. Качество юмора – это самое важное. 

Автор статьи - Дмитрий Шамаев. Редакция - Настоящий стендап.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram: t.me/realstandup