понедельник, 27 марта 2017 г.

Интервью для Настоящего стендапа: Рената - стендап-комик из Лос-Анджелеса


Настоящий стендап пообщался со стендап-комиком из Лос-Анджелеса - Ренатой. Мы обсудили стендап-комедию в США - как работают открытые микрофоны и комедийные клубы, что из себя представляет стендап-сцена в ЛА, как организуются комедийные мероприятия для самих комиков и многое другое.

Подписывайтесь на Ренату в соц.медиа: Твиттер и Инстаграм.

-  Расскажи немного о себе. Как давно ты начала заниматься стендапом? 

Привет, меня зовут Рената. В Америку я переехала по Work and Travel, а стендапом я занимаюсь уже два года, хотя смеяться над моим английским американцы начали гораздо раньше.

- Ты выбрала сразу Лос-Анджелес, почему? Как тебе сам город?

Здесь снимают почти все сериалы, вечерние шоу, комедийные фильмы - это столица комедии. Хотя Лос-Анджелес мне не особо нравится, здесь ужасная конкуренция, сложно найти хороших-настоящих людей, но что поделаешь - добро пожаловать в шоу-бизнес.

- Сколько за это время у тебя набралось материала? Какая у тебя комедия?

Я рассказываю короткие шутки, тяготею к темному юмору и сюрреализму. В плане комфорта на сцене мне еще выступать и выступать, но пишу я очень много. Недавно просматривала свои папки и посчитала, что у меня есть где-то 2 часа неотполированного на микрофонах материала. Из готового и связанного - у меня есть около 20 минут материала, который я оттачиваю на открытых микрофонах, брингерах и небольших шоу по всему Западному Побережью. Возможно, вы читали мои шутки на Reddit, Chive или в Wikipedia.


- Расскажи про клубы, в которых ты выступала.

Я выступала в Comedy Store, Laugh Factory, Improv и в более мелких клубах, вроде Flappers, Tacoma Comedy Club, Comedy Undergrounds и так далее.

Большую часть времени ты просто ходишь от микрофона к микрофону. Можно подниматься на сцену хоть по 6 раз за день - было бы время и машина. Открытые микрофоны есть в основном в барах, при театрах и в студиях, вроде IOWest или UCB. Если ты знаешь правильных людей, у тебя есть деньги, ты можешь привести публику, которая будет платить за билеты и за два напитка минимум - ты можешь подняться на любую сцену.

- Ты уже зарабатываешь на стендапе?

Если делаю шоу в каком-нибудь маленьком городе, то да, обычно платят или в качестве гонорара, или в качестве "пожертвования". Но это маленькая сумма.

- Какие твои любимые комики? Какие комики наиболее сильно повлияли на тебя?

Мне очень нравится Эмо Филлипс, Энди Кауфман, Норм Макдональд, Стив Мартин. Повлияли больше всего Эмо Филлипс, Бенни Хилл, Роуэн Аткинсон и Джимми Карр.

- На каком языке ты придумываешь шутки? Сталкиваешься ли ты с какими-либо проблемами в этом плане? 



Я пишу на английском. Переводить шутки на другой язык непросто, потому что часто теряется ритм и смысл. Хотя два языка дают больше возможностей. Например, моего отца зовут Раис (на английском звучит почти как "рис"), а моего деда - Юсуп (звучит как "ты суп"). Не знаю как вы, но я не могу избавиться от ощущения, что мои предки голодали...

- Расскажи про открытые микрофоны в Штатах?



В новогоднюю ночь американцы любят обещать себе (New Year's resolution - прим.) наконец попробовать себя в чем-то и некоторые идут в стендап, поэтому январь и февраль - самые забитые месяцы на открытых микрофонах в стране.

Микрофоны проходят либо в формате списка - кто первый пришел и записался, тот первый и выступил, либо в формате лотереи - ты не знаешь свое место в очереди, поскольку ведущий вытаскивает имена комиков из корзины, а также бывает смешанный формат.

Плюс микрофона по спискам в том, что ты можешь выйти поболтать с друзьями, съездить записаться на микрофон в другую часть города и вернуться к тому времени, когда подойдет твоя очередь. Минус в том, что в зале от силы семь человек и большинство из них сидят в своих телефонах. Открытые микрофоны в знаменитых клубах Лос-Анджелеса: Improv, Comedy Store, Flappers - это всегда лотерея, где за вечер поднимаются 10-12 человек, плюс комики, работающие в клубе.

В средних городах, вроде Сиэтла или Лас-Вегаса открытые микрофоны проводятся от трех раз в день. В больших городах, вроде Нью-Йорка или Лос-Анджелеса - от девяти и до бесконечности. Если у тебя есть машина, то ты можешь делать трехминутные сеты двадцать раз в неделю.

Популярные темы на микрофонах в любой момент - это актуальные новости в стране. Постоянные темы, конечно же, отношения мужчин и женщин, работа или её отсутствие, стереотипы.

- Можешь ли ты охарактеризовать нынешнюю стендап-сцену в Лос-Анджелесе?



Это очень большой вопрос. Лос Анджелес - один из двух самых больших комедийных центров мира. Сцена здесь огромная.

На одном уровне - любители, которые выступают "для терапии" или просто тусуются. Если пойти на среднестатистический микрофон, то там будет от 20-40 человек, каждому из которых дается по три минуты. Из этих сорока - пять знают, что такое структура шутки, ещё двое может быть смотрели Сайнфилда. На этих микрофонах в 90% случаев нет публики - только другие комики.

Есть слой людей, которые занимаются комедией уже некоторое время - от 3 лет и более. Они в основном делают небольшие шоу в барах или кафе, на которые их приглашают их же друзья-комики. Здесь уже есть публика, хотя шоу обычно бесплатные или спонсируются за счет пожертвований.

Как только ты попал в телевизор, например, на шоу Конана или Джимми Феллона - тебя хотят все. Тебе платят. Ты разъезжаешь по стране, выступаешь в больших клубах, тебя снова приглашают в телевизор и так по спирали, обычно, вверх.

- Какие этапы может пройти стендап-комик в Америке?



Американские стендап-комики часто говорят, чтобы стать стендап-комиком, нужно потратить как минимум 10 лет.

Первые годы ты ходишь на открытые микрофоны, актерские курсы, курсы импрова, делаешь брингеры. Ищешь свой материал, свою комедийную личность и свою публику.

Потом ты начинаешь выступать на шоу, которые проводят твои друзья и сам устраиваешь открытые микрофоны. Тебе либо не платят, либо платят очень мало - обычно покупают ужин или выделяют процент от продажи билетов. Ты хорошо себя рекомендуешь, тебе дают возможность открывать для хедлайнера.

Ты теперь где-то на восьмом году. У тебя есть тридцать хороших минут материала и агент, который пытается продать тебя Конану. Ты делаешь пятиминутный сет у Конана и тебе предлагают небольшую роль в комедийном сериале.

Скоро тебе начинают платить за выступление в Comedy Store и возможно ты становишься Paid Regular (часто просто regular, дословно - "постоянно оплачиваемый", комик, которой работает в клубе - прим). Десять лет стендапа и более - и у тебя роль в ситкоме или сериале, собственное шоу в Comedy Store, а также спешл на Netflix.

Конечно, бывают исключения. Кто-то попадает к Конану на четвертый год или мгновенно взлетает благодаря интернету, а кто-то уже двадцатый год делает только открытые микрофоны.

- Ты упомянула про "брингер-шоу", что это?



В большом клубе можно выступить даже новичку, достаточно иметь пять друзей, где каждый должен будет заплатить пять-десять долларов за билет и приобрести в заведении хотя бы два коктейля или две закуски. Такие мероприятия называются брингер-шоу (bringer show).

Брингер - хорошее место, чтобы показать свои первые 3-5 минут материала родным, знакомым и работникам клуба. Здесь ты можешь записать свое первое фестивальное видео.

Минус брингера - любой "комик" с друзьями может на него попасть и твоим знакомым придется платить по 30 долларов за то, чтобы 40 минут слушать очень плохую комедию.

- Как работают комедийные клубы? Как строится мероприятие для самих комиков?

В США есть Opener, Feature, Headliner.

Opener - это комик, который работает на разогреве. Он первым выходит на сцену и делают 10-15 минут, часто опенер - ещё и ведущий шоу (host). В зависимости от клуба опенеру могут платить очень мало или не платить вообще, особенно если это брингер-шоу. Часто большие имена путешествуют с друзьями-комиками, эти друзья и открывают шоу. В других случаях клуб предоставляет хедлайнеру опенера из работающих в клубе комиков с хорошей репутацией.

Feature - комик, который выступает после опенера и до хедлайнера. Фичеры бывают не во всех шоу, иногда в концерте есть только опенер и хедлайнер. Фичеры выступают по 15-20 минут. Им как правило платят, и часто они друзья хедлайнера или владельца клуба.

Из инстраграма Джо Рогана.
Хедлайнер - обычно ветеран, который занимается комедией от 5 лет. У него будет где-то 45 минут материала.

Традиционно же выступление будет иметь такую структуру: первым на сцену выходит opener, потом feature, потом headliner. Поскольку клуб может арендовать любой желающий, спродюсировать шоу может кто угодно.

- В списках комиков на день в клубе Comedy Store можно заметить подпись ручкой "pop in" или "5 min OK" и имя комика, что это означает?



Comedy Store, пожалуй, самый известный комедийный клуб в Лос-Анджелесе, а может быть и во всём мире. Стать Paid Regular здесь большая честь. Каждую ночь вас могут удивить сетом Крис Рок или Дейв Шапелл. Возможно, вы видели список выступающих в Comedy Store. Это семь-десять профессиональных комиков, которые выступают десять-пятнадцать минут, а также иногда бывает неожиданный гость. Неожиданный гость - это и есть pop-in/drop-in (буквально - комик, который "заскочит" выступить в клубе - прим). Если гость вроде Шапелла будет выступать полчаса вместо десяти-пятнадцати, вы увидите приписку “30 min OK”.

- Ты часто пишешь в Твиттере в передачу Миднайт. Как там все работает, интересные предложенные твиты просто вставляют в программу? 



@midnight - интересная вещь. К сожалению, многие шутки на заданную тему очевидны. Например, очевидным ответом на задание "#DrunkBooks" будет что-то вроде "50 Shades of Grey Goose" (Grey Goose - бренд водки); умным ответом будет «Tequila Mocking Bird"(мы взяли книгу «To Kill a Mockingbird» и переименовали первые слова на созвучную "текилу"). Скажем, еще пять человек додумались до той же шутки. Пользователь с большим количеством подписчиков или лайков станет "featured tweet", твит, который покажут в программе. Однако, это не гарантирует, что "tequila mockingbird" будет выбран работниками midnight и показан в их ленте. Как сотрудники midnight выбирают какой твит процитировать? Понятия не имею. Обычно выбирают что-то умное и неочевидное. Подобных состязаний в остроумии ("Twitter wars") каждый день на Твитере много; midnight всего лишь самая знаменитая игра подобного типа.

- Как ты относишься к соц.медиа-комедии? Twitter, Instagram? За последние годы это всё стало достаточно популярным.

Тебя не наймут писать ситком только из-за смешного твиттера или инстаграма, но при наличие хорошего портфолио - большое количество подписчиков в соц.медиа может помочь. У меня есть Twitter и Instagram. И ещё я смотрю стендап-шоты в Реддите.

- Как часто бываешь в России? Интересуешься стендапом здесь?

Я бываю в России раз-два раза в год. Этого недостаточно, чтобы понять, что происходит здесь со стендапом, к сожалению. Сейчас количество хорошего комедийного материала такое огромное, что до моего внимания доходят только обрывки того, что происходит на российской комедийной сцене.

- Последний вопрос - расскажи самую запоминающую историю с тобой на сцене?

Энди Кауфман - один из моих любимых комиков. В Беллингейме, штат Вашингтон, я поднялась на сцену в качестве персонажа страдающего от любви к экстази, и под этим предлогом просила пожертвования на "строительство монорельсовой дороги в Сиэтл". Набрала где-то 40 долларов. 😃



- Спасибо, что ответила на вопросы! Нам было приятно пообщаться. Удачи в комедии!

Спасибо! И вам всего хорошего!


Комментариев нет:

Отправить комментарий