среда, 21 декабря 2016 г.

Рецензия на стендап: Стас Старовойтов - Забавные фразы, 2016


Кликабельно.

Всегда хорошо, когда комик из резидентской передачи "выбивает" себе сольный концерт - это хорошо, потому что так и должно происходить. Спешл, сольный концерт, комедийный альбом - это цельный продукт одного комика. По цельному продукту видно, что он из себя представляет в определенный момент. Это материал, который накопился у комика и от которого он избавляется. В конце концов, это способ заработка или хотя бы инвестирование в свое будущее.

С концертом Стаса Старовойтова, который опять не называется никак, не чувствуется, что это готовый продукт.

Начинает Старовойтов с рок-звезд, где половина - не российские рок-звезды, они давно уже непопулярны и сам рок не является самым популярным направлением поп-музыки в России. Старовойтов рассказывает про вещи, которые зритель в России будет мало соотносить с собой, это темы про прошлое, в целом рассказывается не самая популярная тема и она будет интересна может быть одному человеку из десяти. Если бы существовал прибор с тремя кнопками с надписью "Не нажимай ни на одну из этих кнопок", то Старовойтова бы нажал на все эти кнопки одновременно.

В середине концерта Старовойтов делает очень странную вещь. Он отказывается от своих поклонников. Это самая удивительная вещь, которую я когда-либо видел. Старовойтов говорит, что ему не нравится, что о нём сложился стереотип, как о "семейном комике" и на самом деле он не такой. Это удивительно, потому что именно сам Старовойтов создал в себе ограниченный образ "семейного комика", который шутит на одни и те же темы, и не странно ли то, что его начинают смотреть именно молодые семейные пары. Здорово, что он отказался (надеюсь) от этого ограниченного образа, единственная проблема заключается в том, что сделал он это прямо на своем сольном концерте, который изначально начинали смотреть те самые семейные пары, его поклонники. И в зале сидели определенно не рокеры.

Блок про брак можно назвать самым сильным. Здесь Старовойтов делает больше усилий рассказывать самые забавные фразы, здесь даже есть необычная точка зрения под общим названием "нафиг брак" и довольно смелая для любого комика тема про развод, особенно если сам комик находится в этой стадии. Это самый забавный отрывок всего концерта, здесь есть наиболее забавные фразы и клевые сетапы с предпосылками. Где-то здесь даже есть самая забавная фраза про карие глаза и первый осознанный акт-аут (отыгрыш).

Старовойтов также страдает от болезни "юмористического обобщения". Обобщение в комедии - это здорово, но только если им пользоваться правильно. При злоупотреблении обобщения выступающий начинает рассказывать про вещи, которых либо нет или к чему-либо приписывается какая-то одна средняя гипотетическая особенность. Это основной приём шоумена Воли, когда он начинает говорить "Вот что тогда русский мужик делает? Вот он вот это начинает тогда делать! Да! Давайте похлопаем". Типа, нет, друг, никто так не начинает делать и вообще ты рассказываешь про вещи, которых нет, и хлопать я тебе не буду.

В концерте Стаса Старовойтова нет шуток. Технически нет панчлайнов. Здесь есть тирады на разные темы и просто забавные фразы. Забавные фразы без шуток. Если копнуть ещё глубже, то можно обнаружить, что самый основной приём Старовойтова - это показ гипотетически забавной ситуации... и всё.

Очень многое можно сказать по реакции зала - они предпочитают просто хлопать. Если кто-то смеется, то это всегда несколько человек из зала, но никогда не весь зал. Более того, весь зал смеется в тех моментах, где не предполагалось "закладывание смешного" - это спонтанные комментарии Старовойтова между блоками и какие-либо случайные фразы.

Старовойтов говорит забавные фразы и предлагает чтобы свершились гипотетически забавные события, например, у него есть неплохая предпосылка-сетап про машину с картонной башней от танка на крыше, и что будет забавно, если водитель такой машины попадет на Курскую дугу, как герои фильма "Мы из будущего". Всё. На этом Старовойтов заканчивает. Это хорошая предпосылка, отличный сетап, где уже заложена комичная ситуация - здесь нужен только панчлайн, но его Старовойтов не дает. Подобное случается на протяжении всего концерта.

У некоторых людей со "Stand Up на ТНТ" есть серьёзные проблемы с комедией. У них её почти нет. Они придумывают некие приёмы, которые они считают комедией. Забавные фразы, гипотетически забавные ситуации, намёки, предпосылки, тирады-монологи о чём-то - это всё великолепно, когда вы ко всему добавляете панчлайн или "слом", момент, где происходит "ха-ха" - в общем говоря, комедия. Эти "приёмы без панчлайна" обычно выбиваются из любого начинающего комика на опен-майках молчащим залом в первые месяцы выступлений. После чего начинающий комик действительно начинает интересоваться, например, структурой шутки.

Но, видимо, некоторые выступающие с "Stand Up на ТНТ" данными вещами на занимаются. Видимо, у них есть серьёзные проблемы с самокритикой, осознанием своего материала и адекватной оценкой своей комедии. Самое главное - они не создают комедию наиболее верным путём. Почему-то кажется, что эти люди существуют в своем закрытом мире - они не выступают на нейтральных открытых микрофонах, а если выступают, то не делают никаких выводов. Они выступают только перед "своей" публикой на закрытых вечеринках, где половина людей приходит по спискам. Они снимаются перед публикой, которая настроена к ним доброжелательно и будет смеяться уже на моменте сетапа. Возможно, неосознанно они создают себе такие удобные условия, где в принципе необязательно делать настоящую комедию. Судя по итоговому продукту, друг на друга они никак не влияют. Уверен, друг друга они только поддерживают. И это нездорово. 

Тем более, как они создают комедию? В одном интервью Старовойтов сказал, что они выступают два раза в неделю (это мало, в Москве вы можете выступить раза два уже за день), потом "мы что-то дописываем и снова выступаем. Потом раз - и готово 10 минут монолога". Удивительно - десять минут за месяц. Это в два раза больше, чем сделал Луи Си Кей с 2010 по 2013 год, когда он создал четыре часовых спешала - это 5 минут материала в месяц. А Билл Бёрр делает 2,5 минут материала в месяц - спешалы у него выходят раз в два года. И это самые большие и талантливые комики во всем мире на данный момент. В основном, комики делают один час материала через два-три года. Я не говорю про комиков, которым требуется больше 5 лет, чтобы создать один час.

Стас Старовойтов делает 10 минут в месяц. Что это значит? Это значит, что он либо гений, либо его комедия будет в два-три раза хуже, чем она могла быть, если он создавал бы комедию правильно. Не знаю, судя по этому концерту мне не кажется, что он гений.

Старовойтов, как и многие люди с "Stand Up на ТНТ", делают комедию очень странно. Они создают какие-то бесформенные "монологи" за сверх-быстрый период. В итоге всегда получается просто монолог-тирада без настоящих шуток, но с забавными фразами, на которые может через раз среагируют какие-нибудь девушки в зале. Наложите это на то, что им приходится делать 2 часа в год, то вы получите очень грустных и вымотавшихся людей с депрессией и творческим выгоранием, а также без настоящей комедии.

Неясно за сколько Старовойтов создал этот материал, потому что это не тот материал, который он показывал на передаче. Для этого концерта он делал новый материал, потому что материал для Стендапа на ТНТ был связан контрактом с этой передачей. И это действительно печально, когда комику приходится создавать материал передаче и материал себе за сверхбыстрый период - это абсолютно неправильная система, которая не ведет ни к чему. Я искренне не понимаю почему комики делают такое с собой.

В заключении хочу сказать, что таким людям нужно просто понять, что такое шутка и как её делать. Некоторые люди, например, это поняли и уже делают настоящий стендап.

Также, рецензия Ильи Якямсева на данный концерт:




Комментариев нет:

Отправить комментарий