пятница, 4 ноября 2016 г.

Мастерство стендап-комедии: Ральфи Мэй делится опытом





Ральфи Мэй - американский стендап-комик. Ральфи начал заниматься стендапом в Хьюстоне, штат Техас в 1989 году и через какое-то время переехал в Лос-Анджелес.

Ральфи стал финалистом первого сезона Last Comic Standing в 2003 году, заняв второе место. В последствии он стал одним из самых успешных комиков, которые когда-либо участвовали в данной передаче. На момент 2016 года Ральфи снял 7 спешалов - четыре для Comedy Central, два для Netflix, также Мэй снял дебютный концерт Just Correct в 2005 году.

В данном видео, которое было снято в 2010 году в клубе Comedy Store, Ральфи Мэй рассказывает начинающим комикам в зале про технические моменты в стендапе. Он прошелся почти по всем вопросам, которые могут помочь начинающему комику. Речь Ральфи обращена к комикам из ЛА, но все его слова можно также отнести к любым комикам из любых стран.

Перевод речи Ральфи по тезисам (перевод упрощен и обобщен, в кавычках курсивом - прямая речь Ральфи):

- Если стендап для вас хобби, то центры стендапа, вроде ЛА, - не самое лучшее место для вас. Конечно, делайте что хотите, но вы всегда будете раздражать людей, которые относятся к стендапу серьёзно. Для вас это хобби и вы просто отнимаете у всех время.

- Стендап не для всех. Не все из вас станут большими комиками.

- Когда молодые комики говорят, что у них есть 20 минут материала - у них есть 5 минут. Когда они говорят, что у них есть 40 минут, у них от силы будет 15 минут: "Если убрать общение с залом и прочую ерунду, то это становится отчетливо видно".

- Пишите каждый день.

- Если хотите чего-то достичь, то вам нужно выступать каждый день: "Никаких свиданий - приглашайте возлюбленных в место, где выступаете".

- "Stand-up is fucked up." 

"Все комики - странные, отсюда выходит вся комедия".

- Если у вас есть возможность выступать часто, то вы всегда можете проверять новый материал.

- Очень важно посещать классы по актерскому мастерству: "В любой момент вам может выпасть шанс попасть в сериал или фильм - вы должны знать, как играть".

- Выступайте в настоящих местах, где есть настоящие зрители.

- Начинающие комики используют слишком много лишних слов:

"Вы можете записать свой материал на листке и вычеркнуть оттуда все ненужные-лишние слова. Да, это занимает много времени, но таким образом вы делаете свой материал сильнее. Вы уплотняете свое выступление".

- "Ваша последняя шутка должна быть вашей "шуткой №1" - вы должны уйти на подъеме. Вторая шутка должна быть вашей самой лучшей шуткой".

- Постарайтесь рассказать шутку, которая что-то скажет о вас в первые 30 секунд. Вы понравитесь или не понравитесь людям быстрее, чем за полминуты.

- Улыбайтесь или хотя бы делайте вид, что вам приятно находиться на сцене:

"Когда ваш друг рассказывает анекдот и постоянно ржет, что даже не может продолжить говорить - вы уже улыбаетесь и хотите узнать, чем закончится шутка: "Ну! Ну, же! Давай уже рассказывай свой чёртов анекдот!" 

Когда вы улыбаетесь, вы уже сделали половину дела. Так вам намного проще толкнуть всё дело вперед".

- Начинающие комики всегда боятся тишины. Тишина - великолепная вещь. Она создаёт напряженный момент. Это уловка, который позволит вам получить больше моментов смеха в минуту (число смеха зрителей за минуту). Многие комики сделали на этом карьеру:

"Перед панчлайном вы делаете паузу, зрители будут слышать эту паузу - напряжение будет нарастать и они засмеются или зааплодируют. Это просто сумасшествие, но это то, что происходит. После чего вы говорите панчлайн - они смеются опять, таким образом вы удваиваете число смеха за минуту".

- Когда вы выступаете - работайте с тем, что у вас есть. Ни одна шутка не законченна. Именно поэтому комикам так сложно делать записи, ведь каждую шутку можно сделать лучше, смешнее, длиннее, сложнее и так далее: "Если вы думаете, что ваша шутка закончена, то это уже вы закончены".

- Будьте готовы к разочарованиям. Комедия - это весело. Индустрия высасывает оттуда всё веселье и вносит только напряжение.

- Если вы только начинаете - не носите кепки. Они закрывают ваше лицо. Они мешают, потому что большая часть комедии исходит от глаз: "Если вы носите кепку козырьком назад, то она мешает вам показывать эмоции морщинами, бровями и всем лицом". 

Чистое лицо помогает зрителям верить вам, поэтому многие комики с длинными волосами завязывают их сзади: "С чистым лицом вы можете рассказать любую хрень - зритель будет верить во всё. Если у вас борода, то зрителю сложно понять, что вы говорите. Поэтому ни у кого на ТВ нет бороды. Поэтому у политиков нет бороды. Это отвлекает, это странно и никто не будет вам верить".

- Не пейте в клубе "бесплатно". Владелец обязательно вспомнит, что поил вас бесплатно в самый неподходящий момент.

- Не занимайтесь сексом с работниками клуба:

"В 95 году я делал комедию в Хьюстоне и в одном из клубов выступал один парень, у которого случился секс с официанткой. В один день он сильно напился и рассказал об этом всем комикам в гринруме. Он был так уверен в себе, что начал шутить про это со сцены. Естественно, та официантка была в зале и всё это увидела: "О, Господи, какой же он урод! Вы можете в это поверить?" 
Через какое-то время эту официантку повысили и она стала заниматься букингом комиков в 8 из 9 мест в городе. Угадайте что? Через 2 года он был вынужден бросить комедию, потому что его никуда не ставили и единственное место, где он мог выступать, находилось чуть ли не в другом городе. 
Однажды, через какое-то время он позвонил мне и сказал, что выкупил небольшую гончарню на границе с Мексикой и звал меня делать дела с ним. И только случай помог ему вернуться в комедию, когда пара комиков позвали его в небольшой тур, который в последствии стал всенародным феноменом. Пару лет назад этот комик заработал 20 миллионов, в этом - может быть 10. Миллионы или херова гончарня?.. Что вы выберете? 
Никогда не занимайтесь сексом с работниками клуба. Обязательно случится какая-нибудь хрень, которая обязательно повлияет на вашу карьеру. Лучше освободить себя от подобных вещей".

(Мэй предположительно рассказывает про Рона Уайта - прим.)

- Будьте друзьями с работниками клуба. У этих людей есть уши, и люди, которые принимают решения всегда их слушают: "Не гадьте там, где едите".

- Никогда не занимайтесь сексом с другими комиками. Потому что не важно, как высоко вы прыгните, сколько выпустите альбомов или спешалов - про вас всегда будут говорить, что "он переспал с тем комиком, вот откуда у него вся комедия, вот почему он так взлетел..."

"Люди, в особенности комики, всегда будут вам завидовать, так что не давайте им лишнего повода".

- Если вы выступаете на радио (можно отнести и к ТВ, YouTube и подкастам - прим.) - показывайте свой лучший материал. Будьте настолько смешными, насколько это возможно.


- Многие комики боятся, что если они расскажут свои лучшие шутки на "радио", то на концерте им придется рассказывать эти же шутки, которые все уже слышали:

"Да какое вам дело до 300 человек, когда на радио вас услышат 30 000 человек? Это они будут покупать ваши альбомы. Не каждый захочет потратить деньги на билет в клуб, но многие купят ваш альбом, если вы им понравитесь".

- "Ко мне иногда после концерта подходят люди и говорят, что уже слышали тот материал, который я рассказывал... Ну, извините, я над ним работаю и у меня есть только он".

- Заводите знакомства. Заводите много знакомств с разными людьми, которые могут помочь вам в карьере.

- Вы не будете зарабатывать миллионы на стендапе в самом начале. Этого никогда не произойдет.

- Будьте всегда готовы выступать. От простого общения с комиками вы можете забить себе все дни. Всегда старайтесь делать хоть что-то.

- "Не пейте и не проёбывайтесь".

- Многим комикам не нравится мат и они злятся на комиков, которые используют бранные слова, чтобы вызвать смех. Когда вы пишите "грязно", вы никогда не сможете начать писать "чисто". Когда вы пишите чисто, вы всегда можете начать писать грязно:

"Почему вам нужны чистые шутки? Потому что когда вам дадут место на ТВ - что вы будете рассказывать? Шутки про отсосы и ёблю? тампоны? Нет. У вас должны быть чистые шутки, потому что вы должны быть на ТВ". 

(Чистые шутки и (само)цензура - разные вещи - прим.)

- "Не воруйте у других комиков. Не воруйте идеи и предпосылки. Всё в итоге вернется к вам и ваша жизнь станет настоящим адом. Ваша карьера закончится очень быстро".

- Шутки на актуальные темы - это здорово. Они великолепны, но быстро "слетают":

"Можно сделать шутку-квинтэссенцию на определенную тему. Такую шутку, о которой сразу будут вспоминать, если речь зайдет об этой теме. Вы создаете знаковую шутку на определенную тему. Это то, что делал Карлин, это то, что делает Крис Рок. Ни один комик никогда не тронет эту тему, потому что про неё уже сложно сделать шутку".

- Не смотрите в пол. Не мямлите.


- "Учите наизусть свои чёртовы шутки!"

- Шутите для людей: "Художник не рисует, чтобы впечатлить других художников, он рисует, чтобы продавать картины".

- Смотрите по сторонам на людей, когда рассказываете сетап. Рассказывайте панчлайн всегда по центру:

(с 54:00 Ральфи показывает этот момент, советуем посмотреть - прим.)

"Ты посмотрел в сторону, смотри между людьми за ними - им будет казаться, что ты смотришь именно на них. Тоже самое сделай по остальным 3 сторонам. Этим самым вы привлекаете внимание людей и они смеются все вместе. Вы собираете их внимание. Именно поэтому столики ставят так близко. Ты пастух, они овцы. Они тупы и не знают, что будет дальше - ты знаешь. Веди их. Управляй ими. Не позволяй им брать контроль в свои руки. Именно из-за этого на комиков начинают орать, появляется какой-нибудь хеклер и комика сливают".

- Заготовьте какие-нибудь ответы хеклерам, чтобы вы всегда знали, что будете говорить в ответ любому человеку в зале.

- На протяжении всего видео Ральфи очень много говорит о точке зрения и "перспективе", и что разные точки зрения и видение одной темы могут дать больше разворота в комедии; 

"Все комики шутят про аэропорты и это самая заезженная тема в стендапе. И, несомненно, самый лучший бит про аэропорт в свое время сделал Карлин. В этой теме лучше него комики ничего не придумали. Однако, у меня был бит про аэропорт и он хорошо заходил, потому что я пропустил его через свою определенную точку зрения нашел свое видение темы. Стоит добавить, что я рассказывал про уникальную ситуацию, которая случилось со мной в аэропорту".

- Вникайте в различные литературные приемы, которые можно трансформировать в комедию. Это разнообразит вашу комедию и сделает её более "умной".

- Очень хороши шутки, в которых вы не говорите ни слова. Найдите такие приёмы и уловки, которые позволят вам не произносить в панчалйне ни слова. Здесь идеально подходит "физическая комедия", когда вместо слов - вы что-то делаете.

- Имейте смелость: "У вас должны быть яйца, потому что это суть всей комедии. Вы должны не бояться говорить определенные вещи. И вы должны не бояться провала. Потому что это то, что с вами будет случаться".

- Без провалов у вас никогда не будет успеха. Вы должны учиться на своих ошибках.

- Не стоит пытаться рекламировать себя, если у вас нет хотя бы 10 минут проверенного рабочего материала, который можно показать по ТВ и на радио.

- Вы должны быть настоящим. Зрители должны верить вам и вы сами должны верить в то, что говорите.

- Выступайте перед разными людьми. Вы должны найти смешное в себе, а не искать одну публику, которая считает только что-то одно смешным.

 - Вы можете писать грязно и также можете писать чисто о "грязном":

"Если вы думаете, что вы способны писать только грязно, то это полная чушь. Вы все умные люди и постоянно думаете о разных вещах - вы можете делать всё, что угодно. Билл Энгвалл сделал себе карьеру на том, что говорил про члены, вагины и ёблю, никогда не упоминая эти слова. Он выступал на Tonight Show и разорвал весь зал, говоря про секс и не сказав единого слова напрямую. Он был гением. Так что вы всегда можете заменять слова на другие".

- "Но иногда вы не можете заменить слово и fuck - это самое точное слово для панчлайна".

- Точка зрения комика может существовать в любых темах, не только с "личной" комедии:

"Многие комики, такие как Билл Хикс, Джерри Сайнфилд, Митч Хедберг, Дейн Кук и другие сделали себе карьеру, не вставляя личную жизнь в свой материал. Дейн Кук постоянно скачет по сцене и заводит тирады на разные темы, но при этом у него всегда есть начало и конец шутки, сетап и панчлайн, и он сделал на этом миллионы долларов".

-  "Смешно - это смешно".

- Рассказывать шутки на одну тему - самое меньшее, что вы можете сделать, как комик:

"Я человек! Я думаю о разных вещах и рассказываю о разных вещах. Если вы рассказываете про что-то одно, то вы быстро сдуваетесь. Я же не хочу, чтобы про меня говорили, как про человека одной темы".

"Есть один очень популярный и известный комик и он шутит только про жирных. Могу ли я рассказывать шутки только про жирных? Да. У меня было бы намного больше денег, если бы я не делал эту спорную для других людей и скандальную комедию. Но вот есть комики, которые рассказывают про жирных. Есть люди, которые просто рассказывают хорошие шутки. Они не хотят становиться лучшими, они просто любят рассказывать шутки. И это здорово. Мне не нравятся те, для кого это просто хобби, но если ты делаешь комедию и это смешно, то что я могу возразить? Абсолютно ничего".

- "Если вы постоянно ноете, что у вас что-то не так, вокруг вас нет мест, где можно выступать, у вас не хватает того, не хватает этого... Тогда идите нахер! Уходите. Проваливайте. Не мешайтесь под ногами".

- Если вы живете в месте, где нет мест для выступлений - сделайте или найдите место для выступления сами: "Люди хотят смеяться везде. И не надо мне говорить про всякие рецессии и прочие кризисы".


- Время рецессии и кризиса - золотое время для комедии. Когда всё хорошо - никому нет дела до вашей комедии: "Когда наступают херовые времена - люди хотят смеяться и они идут к Иисусу. В обоих случаях, они тратят деньги".

- Ральфи спрашивают про то, как он строит свое выступление: "Я выхожу и после первой шутки я стараюсь держать выступление на одном уровне до последней шутки. У меня люди смеются 14 раз в минуту, и я делаю так в течение 2 часов".

- Ральфи рассказывает про различия между канадской и американской публикой, и что канадцы не могут воспринимать шок-комедию и неполиткорректные шутки. Это их шокирует и они не смеются:

"Когда вы рассказываете шок-шутку канадцам, они все вздыхают и у них выпучиваются глаза. И здесь проявляется момент, что вы физически не можете смеяться на вздохе и когда вы шокированы. Так что вы просто будете получать тишину в ответ".

"Make your own success."

Автор перевода - Женя EfgeShow. Подписывайтесь на мой паблик, где я пишу про комедию.

Настоящий стендап, 2016