пятница, 4 мая 2012 г.

Значимые американские стендап-комики 70-х годов: Стив Мартин, Джордж Карлин, Ричард Прайор

Стив Мартин


Стив Мартин стал популярен вначале 70-х годов. В качестве стендап-комика он появлялся на The Tonight Show Starring Johnny Carson, The Gong Show, HBO's On Location и 15 раз вел Saturday Night Live. Его альбомы достигли платинового статуса, а альбомы Let's Get Small и A Wild and Crazy Guy получили премии Грэмми.


В конце 60-х стендап-комедия в США под влиянием Ленни Брюса была "серьезной" и бунтарской, но Мартин решил не следовать по пути многих комиков. Более того, его стиль комедии был полной противоположностью того, что тогда было популярно. Во многом он потешался над новыми тенденциями в американском стендапе. В начале альбома A Wild And Crazy Guy Мартин сказал:

"Нет ничего лучше, чем выходить на сцену и говорить одни и те же шутки в течение двух недель. Вот чем я наслаждаюсь: я просто выхожу на сцену и делаю одно и то же снова и снова. Я делаю одно и то же в каждом шоу, и притворяюсь, будто делаю что-то новое".

Большое место в комедии Мартина занимала ирония и несерьёзность. Он веселился, издевался над шоу-бизнесом, называл себя "диким и сумасшедшим парнем", и его комедия была многим по душе. Бешеная популярность сделала свое дело, и Мартин пошел дальше, решив попробовать свои силы уже в кино. В начале 80-х годов Мартин оставит стендап-комедию и никогда больше к ней не вернется.

Привнеся иронию и несерьёзность в стендап, Мартин значительно расширил его границы и показал, что стендап-комедия это не только политическая и социальная критика. В 2004 году канал Comedy Central поставил Стива Мартина на 6 место в списке 100 Greatest Stand-Ups.

Джордж Карлин


В 60-х годах Карлин мало чем отличался от других комиков-варьете. Он участвовал в развлекательных передачах на ТВ и радио и был уже известен, как беззубый сатирик индустрии развлечений. Карлин показывал различных персонажей, самый известный персонаж Карлина был хиппи-диппи метеоролог. Его популярность росла и он стал часто появятся на вечернем шоу Карсона и Салливана, а так же вел комедийное шоу Away We Go.


К началу 70-х Карлин резко меняет свой стиль - в прошлое ушли короткие стрижки и костюмы, а также комедия персонажей. Теперь Джордж стал отращивать волосы, бороду и носить джинсы.

Главные изменения произошли в его комедии. В 1972 году он выпустил 2 альбома: FM & AM и Class Clown. Эти альбомы превратили его в контр-культурного идола. В том же году Карлина арестовали за знаменитый монолог про Семь слов, которые нельзя говорить на телевидении, это тоже способствовало популярности. Как и "спец-выпуски" для канала HBO, которых к концу 70-х у Карлина будет два. Всего же за всю свою карьеру Карлин сделает 14 спешалов.

Такие разительные перемены в комедии Карлина произошли из-за влияния Ленни Брюса, отца современного американского стендапа. Его агрессивный стиль и бунтарские настроения оказали огромное влияние на стендап-комедию и на целое поколение комиков, в том числе и на Джорджа.

Карлин был на концерте Брюса, когда того арестовали за "непристойное поведение". Полиция начала задерживать зрителей шоу для допроса и Карлина попросили предъявить документы, но он сказал, что не верит в выдаваемые государством документы. Карлин был арестован и увезён в тюрьму на той же машине, в которой был и Брюс.
Также не последнюю роль сыграло движение хиппи. Джордж одевался как хиппи и в своих выступлениях он говорил о том же, что требовали все хиппи. Интересно, что после того, как Карлин поменял свой имидж, каналы стали разрывать с ним контракты из-за его нестандартного вида, а как мода на хиппи стала всенародной, то эти каналы позвали Джорджа назад.

В будущем Карлин станет одним из самых успешных и значимых стендап-комиков в США за все время. Канал Comedy Central в 2004 году поставил Джорджа Карлина на 2 место в рейтинге 100 Greatest Stand-Ups.

Ричард Прайор


Как и на многих, на Ричарда Прайора повлиял Ленни Брюс, но его комедия была менее контр-культуроной. Прайор привнес в стендап комедию нечто новое. Ричард одним из первых комиков стал говорить про вещи и события, происходившие в его жизни. Прайор был великолепным рассказчиком: он рассказывал про свою наркотическую и алкогольную зависимость, говорил о детстве и про первый сексуальный опыт, а также про многие трагедии жизни - неудачные браки, два сердечных приступа и знаменитый инцидент с самоподжогом.

Однако, самое большое внимание Прайор уделял расизму и расовым отношениям. Об этом он говорил без какого-либо стеснения, с легкостью обсуждал неполиткорректные слова и темы.
После того, как Ричард побывал в Кении в 1979 году, он резко поменял отношение к слову "ниггер". Он сказал, что никогда больше не назовет другого черного человека "ниггером". Этот эпизод можно увидеть в его концерте Live On The Sunset Strip. Момент примечателен тем, что после него к Ричарду стали приходить гневные письма от уже бывших фанатов, где они обвиняли его в предательстве и грозились расправой, но в этом Ричард был непоколебим до конца своих дней.

Прайора повлиял практически на всех комиков, в первую очередь, на чернокожих. Он во многом изменил стендап комедию и по праву называется самых значимым стендап-комиком в США. Канал Comedy Central в 2004 году поставил Ричарда Прайора на 1 место в рейтинге 100 Greatest Stand-Ups.

Настоящий стендап, 2012